Несколько раз на протяжении книги Эмерсон проводит такую метафору: предприятие подобно пчелиному улью, оно состоит из множества отдельных работников (пчел).
Продолжая это сравнение, Эмерсон отмечает, что природа одарила каждую пчелу инстинктом, благодаря которому она уверена, что другие пчелы усердно работают подобно ей – на благо улья. Поэтому любая пчела не видит для себя иной возможности, кроме неустанного и
дисциплинированного труда на благо процветания своей «организации». Отсюда и вытекает высокая производительность пчелиного сообщества.
Получается, что дисциплина – это вовсе не слепое подчинение на основе страха, а осознанная принадлежность и причастность к общему делу. Ведь объединенные общими идеалами и целями сотрудники работают дружно и гораздо более производительно, нежели те, которые работают для того, чтобы работать.
Эмерсон отмечает, что нередко серьезной проблемой предприятия является его крупномасштабность. Людей отбирают для того, чтобы наполнить цех, часто забывая ознакомить человека с политикой предприятия, не задумываясь, соответствует ли он работе, на которую претендует, и не станет ли он вследствие столь неудачного найма нарушителем, то есть, не думая о возможной эффективности будущего сотрудника.
«Настоящий организатор – пишет Эмерсон – Будь он святой или убийца, ни в коем случае не допускает в свою организацию тех людей, из-за которых в дальнейшем могут возникнуть трения; тем самым он на девять десятых устраняет возможности беспорядков. Настоящий организатор – продолжает Эмерсон – непременно заботится о духе коллектива, который в свою очередь устраняет девять десятых остающихся возможных беспорядков». Так, возможность нарушения дисциплины сводится почти к нулю.
Дисциплина – это следование правилам и порядку. Преимущественно – добровольное следование, благодаря духу организации. В организации должны быть правила. Правила устанавливают «организаторы» (это отцы-основатели и топ-менеджмент) в соответствии с идеалами и ценностями организации и на основе здравого смысла, конечно. И обязательно – с вовлечением всех заинтересованных сотрудников, которые всегда принимают участие в разработке большинства правил, стандартов и политик организации. После того, как правила разработаны – их необходимо всем добровольно соблюдать. Это и есть дисциплина. Понятие дисциплины также включает в себя необходимость выявлять случаи отклонения от соблюдения правил (дисциплинарные нарушения) и реакции организации на подобные отклонения. В случае если имело место отклонение от соблюдения норм, необходимо реагировать соответственно отклонению. Например, можно штрафовать, уволить или переквалифицировать сотрудника, если есть несоответствие с его стороны.
А может быть – надо пересмотреть нарушенную норму на ее соответствие текущему положению дел? Способность при необходимости легко модернизировать собственные правила является одним из ключевых факторов успеха любой организации.
Еще раз: в организации должны быть правила и должно быть добровольное желание сотрудников их соблюдать, и должен быть разумный контроль над их соблюдением. Построить тотальный контроль – дорогостоящий маразм, а вот улучшить отбор сотрудников и сделать их частью духа организации – значит, повысить производительность.