Учет должен быть быстрым, то есть оперативным, должен быть надежным, то есть достоверным, полным, то есть исчерпывающим, точным, то есть безошибочным, и постоянным – никогда не прерывающимся. Учет всегда должен сопровождаться созданием учетного документа. Целями учета является предоставление информации о том или ином объекте, явлении и т.д. Для чего нам нужна подобная информация? Чтобы с помощью анализа мы могли выявлять наши потери, планировать и осуществлять свои действия по улучшению ситуации.
Описывая 6-й принцип, Эмерсон приводит блестящий образец подобного анализа на примере анализа соотношения себестоимости и производительности. Он убедительно показывает, как американские промышленники буквально стонут от излишков оборудования, от излишков непроизводительной рабочей силы, от затрат на обслуживание ненужных им активов, потому что безмерно наращивали объем этих активов (ресурсов) вместо того, чтобы научиться эффективно использовать их.
К примеру, он критически относится к ситуациям, когда оборудование, способное многие месяцы работать без перерыва, используется всего по нескольку часов в сутки, когда высококвалифицированных работников используют на низкоквалифицированных работах, когда без должной рачительности относятся к расходу топлива и материалов. Если учет фиксирует подобную непроизводительность, есть шанс исправить ошибку.
На мой взгляд, заслуживает особого внимания высказывание Эмерсона о расходах на оплату труда.
Эмерсон приводит следующую формулу:
S=T × W,
или то же самое словами:
Расходы на оплату труда = Число затраченных часов × Почасовая ставка
Эмерсон пишет: «Когда T × W кажется слишком высоким, то администрация обычно поддается нездоровому желанию снизить W. Вполне естественно, что рабочие и служащие отчаянно этому сопротивляются. Но на деле тут <…> существенную роль играет не цена за количественную единицу, то есть не почасовая ставка, а расходуемое количество этих единиц».
В подтверждение своих слов он приводит в качестве примера следующий график:
Здесь изображены время, затрачиваемое операторами (рабочими) A, B, C, D и E на изготовление одной и той же детали (синяя кривая), и ставки каждого оператора в центах (красная кривая). Оператор B имеет ставку за один час больше, чем оператор A, потому что он работает быстрее и получает дополнительную премию за свою повышенную производительность. Соответственно, оператор C получает больше, чем оператор B, по той же самой причине. То же самое можно сказать, про рабочих D, C, и E.
Зеленая кривая – это произведение затраченного времени на почасовую ставку, то есть расходы работодателя на оплату труда (см. формулу выше).
Как показывает график, самые низкие расходы работодателя на оплату труда отнюдь не в случае оператора А, у которого самая низкая почасовая ставка. Самым выгодным для работодателя является оператор D, с почасовой ставкой почти 47 центов за час (против 30 центов в час оператора A). Работник D имеет почасовую ставку на 57% больше, чем оператор A. Но ему за одну деталь работодатель заплатит примерно $1,55 (против $3 за одну деталь оператору A). Дело в том, что скорость работы оператора D (производительность) в три раза выше, чем у оператора A.
Тут Эмерсон разражается страстной филиппикой против сдельной системы оплаты труда: «Примитивная сдельщина, поштучная оплата вредна физиологически и недопустима с точки зрения справедливости, – говорит Эмерсон. – Она премирует рабочего за перенапряжение сил, тогда как на самом деле надо вместо этого
нормализовать условия труда и нормировать операции так, чтобы усилия рабочего сокращались, а выработка повышалась в результате роста производительности за единицу времени
4».
Эмерсон приводит подобный анализ для примера – чтобы убедить нас в том, насколько важен быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет для обеспечения эффективности производства.