По сути, диспетчеризация – есть не что иное, как точное управление использованием ресурсов во времени, учитывающее все необходимые детали для достижения максимальной эффективности. Например, задачей железнодорожного диспетчера является составление специального
плана движения поездов, расписания, которое должно быть сообщено всем участникам движения (машинистам, кондукторам, пассажирам), контроль над исполнением объявленного расписания, подача распоряжений кондукторам, машинистам, с целью регулирования движения поездов и недопущения (минимизации) отклонений от расписания. Как пишет сам Эмерсон: «Диспетчеры отдают распоряжения кондукторам и семафорщикам, тем самым регулируя движение поезда с двух концов. Пусть на поезде распоряжается кондуктор, пусть фактически его ведет машинист – все равно он весь с момента отхода и до момента прибытия целиком находится в руках диспетчера. Это – высшая ступень диспетчерского дела, когда-либо достигнутая в Америке». Напомним, это был 1911 год.
При этом Эмерсон отмечает, что диспетчеризация как бизнес-процесс развита преимущественно при управлении движением на железнодорожном транспорте и очень мало развита в промышленности. Даже в той части промышленности, которая обслуживала саму железную дорогу: «Мы, американцы, проваливаемся именно на деталях. Вот мы сходим с восемнадцатичасового поезда и входим в железнодорожную мастерскую. "Диспетчируется ли у вас работа?" – спрашиваем мы. "Конечно, нет! Ведь здесь ремонтная мастерская! Нам почти никогда не приходится два раза повторять одну и ту же работу. Диспетчирование очень хорошо, когда надо управлять поездом, который круглый год ходит ежедневно, но в ремонтной работе с ним делать нечего". После такого ответа заведующий мастерской с плохо скрываемой иронией осведомляется, железнодорожник ли тот человек, который задает ему такие нелепые вопросы, понимает ли он все своеобразие железнодорожной работы? Мы ничего не отвечаем. Мы только хотели бы знать, нуждается ли хирург в знании железнодорожного дела, чтобы сделать операцию железнодорожнику? <…> Мы удивляемся, – пишет Эмерсон, – как это заведующий не видит, что основные законы порядка, последовательности, ритма, равновесия и так далее всегда будут важнее мелких специфических особенностей того или иного производства?» К счастью, Эмерсону удалось убедить заведующего железнодорожной мастерской и через некоторое время блестяще наладить там диспетчеризацию, тем самым резко повысив производительность мастерской. «Самое лучшее – замечает он, – это забыть все ошибки в прошлом и не обращать на них внимания в настоящем, но упорно избегать их в будущем». И еще он пишет: «Практика показала, что лучше диспетчировать хотя бы и ненормированную работу, чем нормировать работу, не диспетчируя ее. Здесь дело обстоит так же, как и в службе движения, где лучше диспетчировать поезда, хотя бы и не по расписанию, чем пускать их по расписанию, но потом не диспетчировать их ход».
Таким образом, диспетчеризация – это объемно-временное планирование, представляющее собой часть науки управления. Без грамотной диспетчеризации абсолютно невозможно эффективное использование ресурсов в сложноустроенных системах.