Существует единая Стратегия группы. Компании группы придерживаются единых стандартов работы. Группа строит единую корпоративную культуру. Группа работает над тем, чтобы использовались единые системы управленческого учета компаний и унифицированную управленческую отчетность. Управленческая отчетность консолидируется в общегрупповые отчеты. Координируются денежные потоки. Активно используются возможности для законной оптимизации налогообложения и так далее.
Организацией и координацией этой деятельности занимается управляющий центр группы.
Управляющий центр группы может быть выделен в отдельную управляющую компанию
с ясно сформулированными целями и задачами по управлению группой. Также вполне возможен вариант, когда управляющий центр группы совпадает с руководством (дирекцией) головной компании, вокруг которой и ради интересов которой группа исторически и создавалась.
Как мы видим, при сильной централизации управления группа представляет собой систему взаимосвязанных компаний, объединенных единой целью и миссией. Деятельность такой группы вполне возможно рассматривать как один большой бизнес-процесс, состоящий в свою очередь из отдельных входящих в него бизнес-процессов (компаний). Все эти бизнес-процессы могут находиться в довольно сложноустроенном взаимодействии между собой, но, разумеется, так же, как и главный бизнес-процесс, нацелены на достижение единой цели группы и объединены единой миссией.
Таким образом, централизованная группа компаний является системой различных компаний, входящих в нее, и в то же время характеризуется единым управляющим бизнес-процессом, который объединяет деятельность компаний, входящих в группу, в смысловую последовательность операций.
Каждая компания группы живет и развивается в невысокой степени зависимости от других компаний-участников группы. Взаимодействие компаний координируется между ними преимущественно на двусторонней основе, а не централизованно. Единой стратегии группы как целого – во внятно и публично оформленном виде не существует.
Каждая компания развивает собственную корпоративную структуру, живет по своим собственным корпоративным стандартам, включая стандарты управленческого учета и отчетности. Консолидированной отчетности группы не существует. Корпоративные культуры компаний, входящих в такую группу, могут довольно сильно различаться.
При том, что (в частном случае) владельцем всех компаний группы может быть одно и то же лицо, единого управляющего центра группой (управляющей компании / управляющей дирекции) не существует либо он, этот управляющий центр, ослаблен и не пользуется влиянием в группе.
Таким образом, группа компаний со слабой централизацией управления больше похожа на некое заявление компаний о намерениях быть группой. Она не использует того потенциала и тех возможностей, которые предоставляет объединение в группу с сильным централизованным управлением.
С другой стороны, она и не болеет теми болезнями, которые, как правило, свойственны группам с сильной централизацией. Впрочем, у групп компаний со слабой централизацией управления свои болезни (см.
сопоставительную Матрицу Файнштейна №8).
Отметим особо, что слабая централизация управления все-таки не эквивалентна полному отсутствию власти в группе. Даже если в такой группе компаний нет менеджерского управляющего центра, владелец (владельцы) все равно, так или иначе, осуществляют так называемый владельческий контроль, который, хоть в минимальной степени, но все-таки компенсирует собой отсутствие управляющей компании. Владельцы ставят компаниям группы задачи, оценивают результаты и в особо острых конфликтных ситуациях между своими компаниями способствуют их разрешению.
Хотя, как Вы, возможно, заметили, группы компаний с сильной централизацией управления нам нравятся гораздо больше, это вовсе не означает, что группы компаний со слабой централизацией являются на наш взгляд «никчемными лузерами». Очевидно, все-таки существует тип групп, для которых слабая централизация, вероятно, подходит как нельзя лучше. Ну, не слабая, конечно. Точнее было бы сказать:
умеренно сильная. Это группы компаний с несвязанными бизнесами. Умеренная степень централизации управления очень хорошо подходит им. За бизнесами, входящими в такую группу, конечно же, должен быть финансовый контроль. С этими компаниями надо обсуждать их стратегии, ставить задачи, контролировать прогресс. В таких группах компаний есть некоторая возможность стандартизации аналогичных бизнес-процессов (финансы, управление персоналом и так далее). Но это, в основном, и всё. Эти группы не оставляют управляющей компании пространства для большого размаха – ведь бизнесы в них практически никак не связаны между собой.