Если имеется столько трудностей в управлении группами, то возникает вопрос: почему, несмотря на это, группы компаний существуют? Почему подобная практика столь широко распространена и в РФ и в мире и фактически является едва ли не повсеместной?
С нашей точки зрения, ответ довольно прост: преимущества перевешивают минусы.
Компании группы представляют собой единую длинную, логически взаимосвязанную бизнес-цепочку. По мере движения основного бизнес-процесса от его начала к его окончанию, каждая из компаний группы создает свою долю добавочной стоимости.
Если учесть, что все компании принадлежат одному владельцу (или сравнительно узкой группе владельцев), внутри группы остается больше прибыли (по сравнению с ситуацией, когда часть компаний, задействованных в «большом» бизнес-процессе, были бы «чужими» друг другу).
В таких группах за счет положительного эффекта масштаба нередко удается снизить закупочные цены – как на однотипное оборудование, так и на товары, сырье и материалы, а также на услуги (например, такая группа может работать с
аналогичными ей сетевыми поставщиками рекламных или кадровых услуг на федеральной основе – то есть во всех регионах, где они представлены). То есть эффект масштаба позволяет снижать инвестиционные затраты, повышать маржинальность, экономить на накладных.
Если учесть, что все компании принадлежат одному владельцу (или сравнительно узкой группе владельцев), внутри такой группы остается больше прибыли (по сравнению с ситуацией, когда все эти компании не действовали бы как единая группа).
Некоторые универсальные службы, свойственные каждой из компаний в ряде случаев могут быть объединены. Например, в группе компаний может быть единая служба IT, единая финансовая служба и /или единая бухгалтерия, единая службы персонала, и так далее. То есть мы тратим один бюджет на данный вид работ, а не несколько по каждой из компаний.
Кроме того, в случае высокой степени интеграции бизнесов компаний группы, многим из них не нужны, например, такие подразделения, как коммерческая служба (все клиенты находятся внутри группы, искать новых – нет необходимости). По аналогичным причинам, некоторым компаниям не нужны подразделения маркетинга, рекламы, отделы снабжения и так далее. Это все также – не только экономия фонда оплаты труда, но и соответствующих бюджетов операционных затрат.
Слишком большие структуры – трудно управляемы. Деление огромной структуры на отдельные компании (создание группы компаний) дает шанс улучшить качество управления. Безусловно, наличие централизованной системы управления облегчает разрешение возможных спорных ситуаций, делает взаимодействие между участниками более прозрачным и предсказуемым.
Более четкое и однородное разделение зон ответственности между компаниями – приводит к возможности более детально сфокусироваться на главной теме в каждой из компаний.
К примеру, в транспортной компании группы будем заниматься темой транспортной логистики, в производственной – темой производства, в торговом доме – темой продаж.
А если, например, в группу входит собственное кадровое или рекламное агентство – соответствующими темами в них.
Вместо одного супер-топ-менеджера, стоящего во главе большой суперкомпании, можно в наиболее важные компании группы привлечь нескольких менеджеров столь же высокого уровня.
В финансовом плане это, конечно, будет дороже, но, возможно, «игра стоит свеч», потому что таким образом повысится качество управления, а значит, возможно, эффективность бизнеса и его прибыльность.
Опыт показывает, что чем крупней бизнес, тем медленнее он вырабатывает и осуществляет управленческие решения. Деление бизнеса на части нередко приводит к повышению оперативности в принятии и осуществлении управленческих решений.