Достаточно в «Яндексе» или «Google» набрать слова «группа компаний», и мы увидим сотни, страниц перечисляющих различные группы компаний. То есть понятие «группа компаний» отражает сложившуюся и
довольно широко распространенную в РФ (и, разумеется, не только в РФ) бизнес-практику.
Так что же это такое, «группа компаний»?
Группа компаний – это:
несколько юридических лиц (коммерческих организаций), добровольно признающих себя группой и объединенных общим кругом контролирующих владельцев.
Вот такое предельно упрощенное определение.
Вы, возможно, спросите: «А почему же в данном определении ни слова не сказано, про имущественные, хозяйственные и управленческие отношения между компаниями группы?» Ведь одна из компаний может
быть «материнской» по отношению к другим? Или, например, между компаниями группы могут происходить сделки на особых условиях, вплоть до эксклюзивных. Или одна из компаний группы может быть наделена
правами управляющей по отношению к другим? Почему бы не включить подобные признаки в определение «группы компаний»? Наш ответ довольно прост: «Да, все это, действительно может иметь место в случае
группы компаний. Но всего этого может и не быть. Группа компаний при этом не перестанет называть себя группой и быть ею на самом деле».
Все дело в отсутствии однозначной общепринятой регламентированности данного понятия. Поэтому, к примеру, логистическая компания, оказывающая услуги по грузоперевозкам, туристическое агентство и
энергосервисная компания, могут принадлежать одному владельцу и на этом основании с полным правом считать себя группой компаний. При этом заметьте, они по смыслу своих бизнесов не ведут сделок между
собой, по крайней мере, не являются основными бизнес-партнерами друг для друга, и среди перечисленных компаний нет ни одной, которую можно было бы считать управляющей по отношению к другим. Просто
все компании учреждены одни и тем же человеком, и именно это обстоятельство дает им основание называть и считать себя группой компаний...