Предположим, что сначала был маленький бизнес, маленькая компания. Компания год от года росла. И через определенное время бизнес стал довольно большим и разнородным. Например, небольшая торговая компания через пять-десять лет после начала своей деятельности обзавелась собственным производством, возможно, даже не одним производством. Эти производства изготавливают продукцию (весьма широкий и разнообразный ассортимент), которую компания продает своим клиентам.
Однако, слишком разные это виды деятельности – управление продажами и управление производством. Эффективность управления такими разнородными подразделениями внутри одной и той же компании, обычно, снижается.
Таким образом, у нашей компании возникла необходимость структурировать систему управления, разделиться на бизнес-единицы.
И вот мы имеем уже группу, состоящую из двух компаний – торговой и производственной.
Понятно, что процесс такого деления одной компании на несколько взаимосвязанных компаний ограничен только управленческой и финансовой целесообразностью.
Не все компании облагаются одинаковыми налогами. Например, компании, работающие на
упрощенной системе налогообложения, в соответствии с законодательством РФ, не являются плательщиками некоторых видов налогов. В РФ между субъектами Федерации существуют определенные территориальные различия по ставкам отдельных налогов. Кроме того, в РФ существуют так называемые специальные экономические зоны со льготным налогообложением. Существуют также специальные Госпрограммы, предполагающие в ряде случаев льготное налогообложение. Например, программа по поддержке инновационной деятельности: Госпрограмма Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Словом, при внимательном изучении налогового законодательства часто можно найти не противоречащие закону возможности снизить суммарное налоговое бремя группы.
Предположим, компания ведет бизнес в нескольких субъектах Российской Федерации, различающихся и часовыми поясами, и структурой спроса, и конкурентными ситуациями, и сложившимися в данных регионах бизнес-культурами, и национальными особенностями, и так далее.
Одним из типичных решений в подобной ситуации является открытие в каждом субъекте Федерации дочерней (зависимой) компании, ведущей деятельность в соответствии с указаниями головной (управляющей) компании группы. Учредителями этой компании могут выступить уже входящие в группу компании и/или владельцы входящих в группу компаний.
Компания решила приобрести / поглотить своего конкурента с тем, чтобы расширить и укрепить свой бизнес. Новая компания (бывший конкурент) становится частью данной группы компаний.
Кстати, это не обязательно должен быть конкурент. Объектом приобретения / поглощения может оказаться просто интересная в стратегическом плане и совсем не конкурирующая компания, обладающая, к примеру, определенными прогрессивными технологиями, ради которых она, собственно, и приобретается.
Наверное, с этой подглавки следовало бы начать данную главу.
Поскольку, в соответствии с нашим определением, объявление себя группой для компаний являются сугубо добровольным, это событие никогда не происходит без участия или, по крайней мере, «информированного согласия» на него владельца (владельцев) компаний.
Более того, мы бы сказали, что в абсолютном большинстве случаев – это объявление компаний себя «группой» происходит именно по инициативе владельца (владельцев).
(Заметим в скобках, что когда мы говорим «объявление себя группой», мы отнюдь не имеем в виду, что компании созывают торжественное собрание «с поднятием флага и барабанным боем». Такое, если и бывает, то довольно редко. Просто в какой-то момент, компании начинают публично говорить о себе как о группе. Соответствующие слова появляются на сайтах, на бланках, на визитках, в каталогах и так далее).
Так каковы же возможные мотивы владельца, инициирующего преобразование своих компаний в группу?
С нашей точки зрения, они довольно очевидны. Например, одна или комбинация из нижеследующих причин:
Владелец желает упорядочить свои активы, видеть их совместно и сопоставимо.
Владелец, в тех случаях, когда это возможно, желает извлечь дополнительную выгоду из синергизма компаний (см. далее
Взаимодействие между бизнесами в группе).
Владелец желает нормализовать управление компаниями, делегировав определенные управленческие полномочия управляющему центру (управляющей компании /
дирекции). Для этого ему сначала требуется объявить свои компании единой группой.
Владелец желает повысить стоимость своих активов, позиционируя их как группу компаний.
Конечно, возможны и другие владельческие мотивы. Ключевым утверждением этой подглавки является то, что без согласия и заинтересованности владельца (владельцев) – группы компаний не возникают, и владельческая мотивация является одной из основных причин их возникновения.