Первая градация уровней лояльности выглядит следующим образом.
Самый начальный уровень лояльности в этой градации – Удовлетворенность.
Что такое удовлетворенность сотрудников (персонала)?
Вот определение:
Удовлетворенность – это такая ситуация, когда человек доволен своей работой, человека все устраивает. Его устраивает его зарплата, его рабочее место, характер и условия работы. Его устраивают отношения с руководством, с коллегами, его устраивает атмосфера в коллективе. Если у него есть подчиненные, его устраивают его отношения с подчиненными.
Баланс положительный. Он удовлетворен.
Его всё устраивает. Но не более того (!).
Кстати, хочу вам сказать, что в некоторых текстах в интернете вы встретите утверждение, что «удовлетворенность» равно «лояльность». И эти слова используются как равнозначные.
Обратите внимание, это не совсем так. Удовлетворенность является лишь начальным уровнем лояльности.
Следующий уровень в данной градации – вовлеченность.
Ниже следует определение «вовлеченности»:
Вовлеченный сотрудник считает компанию своей, он видит свое будущее внутри компании и желает своего развития вместе с компанией.
Это вовлеченность.
В интернете вы, кстати, также можете встретить тексты, в которых «вовлеченность» и «лояльность» также используются практически как синонимы.
Опять скажу: это не совсем верно.
Лояльность – более полное понятие, чем вовлеченность.
Вовлеченность является просто одним из уровней лояльности.
Следующий уровень лояльности по данной градации – это приверженность.
Приверженность – это гораздо больше, чем удовлетворенность, и гораздо больше, чем вовлеченность.
Приверженность – это почти любовь.
Но…
Но, есть еще более высокий уровень лояльности.
Следующий уровень лояльности – это Преданность.
Преданность – это больше, чем приверженность, преданность – это высшая форма приверженности.
Понимаете, довольно легко и даже приятно во многих случаях проявлять приверженность, быть приверженцем процветающей компании, быть приверженцем компании, которая находится в ситуации восхождения к вершине, успешного восхождения к вершине.
Да, конечно, у всех бизнесов есть какие-то свои трудности, сложности, иногда временные невзгоды. Но, в целом, понятно: компания растет. И тут приверженцем быть – если ты вообще способен на это – одно удовольствие!
Намного труднее продолжать сохранять приверженность компании, которая попала в трудную ситуацию, у которой нехороший период, которой плохо. Вот эта ситуация, когда приверженность продолжает сохраняться в трудный для компании период, – вот эта ситуация и называется преданность.
Из этого следует, что понять, предан сотрудник организации или нет, можно только – как это ни ужасно звучит, – только эмпирически, когда компании на самом деле плохо.
Не дай Бог, я не желаю никому, чтобы вашим компаниям, каким-либо компаниям было плохо. Но это случается.
И вот: если сотрудник остается приверженцем компании в трудный для нее период – тогда и только тогда мы можем говорить о преданности.
Заявление о том, что тот или иной сотрудник «предан» компании, является чисто теоретическим заявлением, является только лишь нашим ожиданием, что он способен проявить преданность, – ожиданием, по крайней мере, до тех пор, пока не представится возможность убедиться в этом на практике.
Реально преданность можно увидеть только по факту.
(Еще раз: не дай нам Бог попасть в ситуацию, когда мы начнем понимать, что вот этот сотрудник действительно предан, а вот этот сотрудник оказался не тем, за кого мы его принимали!)
Преданность – это высшая форма приверженности, которая проявляется в трудных, в очень трудных ситуациях, в очень трудных обстоятельствах, когда компании плохо.
Итак, я вам сейчас описал четырехуровневую градацию, которая состоит из уровней: удовлетворенность, вовлеченность, приверженность, преданность. Удовлетворенность, вовлеченность, приверженность, преданность.
В будущих материалах, по мере развития темы, мы еще будем затрагивать, использовать и прояснять некоторые аспекты этой градации.
Можете посмотреть видео об этом:
Куда пойти дальше:
-> Как получать от сотрудников максимум?
-> Как создаются эффективные команды?
-> Почему одни компании успешнее других?
Всё о лояльности персонала: как формировать, поддерживать и повышать