Логотип «ОВФ Консалт»

+7 (985) 762-86-04 +7 (985) 762-86-04

 
 

 

 
 

 

 
Об услугах нашей консалтинговой фирмыБизнес консалтинг в Москве и регионах  
 

 

Поделитесь понравившимся
материалом с друзьями
или просто сохраните
ссылку для себя
на страничке
в соцсети!

 

 

 

 

МИФ TOYOTA

©, Олег Файнштейн

06.04.2017

 

 

Недавно наткнулся на одну очень интересную страницу в Wikipedia. Самые старые компании мира, существующие до сих пор. Вот первая страничка этого списка:

Самые старые компании

На этой страничке – компании, которые были созданы до 1300 года. Да-да, я не ошибся. Например, первая по списку компания Kongō Gumi была создана в 578 году нашей эры в Японии. Это значит, что сегодня (в 2017-м) ей исполнилось немного-немало 1439 лет от роду, и она до сих пор живет и действует. Всего же в списке числится 5586 компаний старше 200 лет.

И вот вопрос, который вдруг возник у меня в голове: какие из этих 5586 компаний использовали TPS (Toyota Production System / Производственная система Тойота, она же система Бережливого производства, она же, по сути, Кайдзен / Kaizen), чтобы просуществовать так долго?

Знаете правильный ответ?

Конечно, вы его знаете.

Никакие.

Ни одна из этих компаний в предыдущие столетия своего существования ничего абсолютно не ведала о Toyota с ее Production System.

Потому что Toyota как автомобильная компания образовалась только в 1937 году, а та система, которую мы называем TPS, известна лишь последние лет 60-70. Что эти цифры по сравнению с тысячью лет?

 

Откройте интернет, подойдите к книжной полке в магазине деловой книги. Сотни заголовков кричат о том, что Toyota как бизнес успешна благодаря своей системе TPS.

Однако давайте возьмем себя в руки, остановим на секунду эмоции и просто посмотрим статистику. Она заставляет задуматься.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Данные по отзывам машин крупнейшими мировыми автопроизводителями суммарно с 1985 по 2016 год.

Отзывы машин 1985-2016

Источник:https://iseecars.com (на основании данных NHTSA - National Highway Traffic Safety Administration

 

Кроме номера рэнка (ранга), тут еще четыре колонки: «Производитель» «Количество отозванных машин», «Количество проданных машин» и «Количество отозванных на 1000 проданных». Видим, что у Toyota на 1000 проданных – 1028 отозванных. (то есть некоторые машины отзывались даже по нескольку раз).

Плохой ли это показатель? Да нет, не то что бы. Он даже чуть лучше среднего уровня по отрасли, который равен 1115 отозванных на 1000 проданных. Но и никакого в нем блеска нет, в этом результате Toyota.

Просто то, что мне было известно про эту компанию, все эти многочисленные книжки и статьи о TPS и бережливом производстве, выступления авторитетнейших мировых гуру, которые мне довелосль лично слушать, прославлявших непревзойденное качество Тойота, – все это способствовало моему, как я теперь понимаю, завышенному ожиданию. Я был уверен, что, с точки зрения качества, есть Toyota, и есть все другие производители. И такой результат я ожидал увидеть в сводной статистике отзывов мировых автопроизводителей.

Однако таблица показывает, что это не так. По показателям качества (а о чем еще эта таблица, как не о показателях качества!) Toyota вполне себе одна из средних компаний отрасли, не хуже, конечно, многих, но и не так чтобы лучше – никакой фантастики. Просто, одна из...

 

Посмотрим на некоторые другие таблицы и диаграммы.

Вот Крупнейшие отзывные компании 1971 - 2010 год.

Крупнейшие отзывные компании

Источник: https://www.statista.com

 

В этой диаграмме Toyota также занимает «почетное» место в середине списка. В комментарии к статистике (подчеркнуто красным) говорится: «Между 2007 и 2010 годом Toyota отозвала около 5,7 млн. машин после нескольких аварий, вызванных зацеплением [педали газа] ковриком для ног».

К сожалению, отзывы Toyota не закончились 2010 годом. В следующие годы были дальнейшие отзывы. И не маленькие. Например, начиная с 2012 года, Toyota отозвала 7,5 миллионов машин по причине возможного возгорания двери. Или одна из самых шумных историй – брак в подушках безопасности компании Takata, задевший многих мировых автопроизводителей и, в том числе, Toyota (с ее как бы образцовой системой построения отношений с поставщиками). Тут счет тоже идет на миллионы машин.

Так ли уж плох этот результат уважаемого изобретателя Бережливого производства, Кайдзена и многих других прогрессивных систем совершенствования производства? Да не то что бы уж очень он плох. Просто такова реальность. Toyota, с точки зрения качества, – не худшая из автопроизводителей. Но и отнюдь не лучшая.

 

Или вот, например, такая невеселая статистика. Тяжесть возможных последствий причины отзыва.

Тяжесть последствий

Источник: https://iseecars.com (на основании NHTSA - National Highway Traffic Safety Administration)

Из всех отзывов машин за эти годы (а отозвано Toyota было более 52 млн. автомобилей) 91% был отозван по причинам, которые могли вызвать смерть, ранение, аварию, несчастный случай или пожар. Даже немного хуже среднего показателя по отрасли, который равен 88,1%.

А вот и подтверждение того, насколько все серьезно. Отзывы, причины которых привели к случаям со смертельным исходом или ранениями.

Это статистика только по Срединным Штатам.

Отзывы: смерти и ранения

Источник: https://www.statisticbrain.com

 

16 человек погибли, 243 получили ранения по причине внезапного отказа усилителя руля.

На самом деле, количестве смертельных исходов с участием автомобилей Toyota, к сожалению, больше. В 2010 году сообщалось, например, о 21 смертельном случае, связанным с напольным ковриком, который цеплял педаль газа, приводя к самопроизвольному движению машины или затруднениям с торможением. Утверждается, что в 2011 количество смертей по этой причине, возможно, дошло до 37. И так далее.

 

Вот вопрос, который, конечно, невозможно не задать.

А где же здесь TPS (бережливое производство), «не делай, не передавай, не принимай», «встроенное качество», постоянные улучшения и так далее, и так далее?

Ну, наверное, все это тут где-то. Но результат таков (см. таблицы и диаграммы выше).

Скажите, это только у меня возникает когнитивный диссонанс между тем обилием духоподъемных текстов (книжек, статей, лекций, тренингов) о бережливом производстве (о lean manufacturing, о Toyota Production System, TPS, Toyota Way), благодаря которым Toyota стала такой Великой, и тем довольно скромным результатом по качеству машин, который следует из приведенной мной статистики?

На самом деле, подобной статистики, поверьте, намного больше, чем я привожу тут, – просто не хочу захламлять текст статьи. И везде картина одна и та же: Toyota чуть лучше или чуть хуже, но, в среднем, она всего лишь – одна из... А вовсе не самая-самая, как должно было бы быть, если слушать апологетов.

С точки зрения качества – нет у Toyota никакого отрыва от других автопроизводителей.

TPS НЕ ДАЕТ TOYOTA ЗНАЧИМЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ, ПОТОМУ ЧТО БОЛЬШИНСТВО КОНКУРЕНТОВ ДАВНО СКОПИРОВАЛИ И ТОЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ TPS

ПЕРСОНАЛ

Хочу Вам показать одну страничку с сайта toyota-global.com.

Toyota Way

Эта страничка описывает основные ценности, которыми руководствуется Toyota, чтобы «стать той компанией, которой она желает быть».

Мы видим, что Toyota выделяет две ключевые сферы: Постоянные Улучшения и Уважение к Людям.

Предлагаю в этой главе сосредоточиться на ценностях Toyota, связанных с «Уважением к Людям».

Всем известно, какое ключевое место в философии Toyota занимает построение отношений с наемным персоналом. Пожалуй, ни одна книжка по бережливому производству не обошла стороной эту тему. Тут и пожизненный наем, и вовлеченность, и межфункциональные группы, и развитие лидерства и так далее и так далее.

Каков же результат в этой сфере, если посмотреть объективно?

Чтобы получить некоторое представление, давайте рассмотрим рейтинг журнала Forbes «Лучшие работодатели США» за 2016 год.

Журнал опросил более 30 тыс. сотрудников 1900 крупнейших американских корпораций и государственных учреждений, порекомендовали бы они своего текущего работодателя другому человеку. Опрос проводился анонимно с помощью интернет-сервиса Statista.

(Почему я ссылаюсь на исследование по американскому рынку?

Во-первых, потому что в США степень доступности подобной статистики максимальна. Но не только поэтому. Давайте не будем забывать, что у компании Toyota в Штатах не мене 10 заводов, а всего на территории США с учетом дилерской сети и сотрудников других подразделений, в Toyota работает более 135 тыс. человек. Этот масштаб представленности, наверное, самый крупный в мире – конечно, после самой Японии. И не только поэтому. А еще и потому, что главными популяризаторами особой роли TPS как основной причины успеха Toyota выступают как раз многочисленные американские консультанты, без устали обучающие весь мир тонкостям и премудростям TPS. То есть, надо полагать, уж в США-то по этой части у Toyota все должно быть замечательно).

Думаете, Toyota заняла в этом списке лучших работодателей Америки первое место с гигантским отрывом от ближайших конкурентов?

Увы, нет.

Посмотрите на скриншот первой страницы списка.

Лучшие работодатели Америки

Тут нет Toyota. Тут есть Google(на втором месте), но нет Toyota.

На 11 месте списка (смотрите сами по ссылке выше) вы найдете Facebook, на 21 месте – Harley-Davidson, на 37 – Apple, на 38 – Пожарный департамент Нью-Йорка, на 44 и 45 Стэндфордский и Гарвардский университеты, соответственно, на 49 – Hyatt Hotels, на 50 – Федеральная резервная система (ФРС США), на 51 - компания 3M, на 58 – Walt Disney, на 62 – IKEA, на 69 – Ford Motor, на 77 – Unilever, на 80 – Starbucks, на 109 – Microsoft, на 111 BMW Group, на 114 – ВВС США, на 115 – Intel, на 117 – Marriott International, на 160 – Nike, на 161 – Delta Air Lines, на 176 – DuPont, на 178 – Procter & Gamble, на 239 – Honda Motor, на 256 –PricewaterhouseCoopers и только на 257 – Toyota Motor. Двести пятьдесят седьмое место, а не первое, как следовало бы ожидать, если слишком серьезно относиться к тому, что пишут.

Вывод мой таков:

КОМПАНИИ, НЕ ПРАКТИКУЮЩИЕ TPS, МОГУТ РАБОТАТЬ С ПЕРСОНАЛОМ НЕ МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНО, ЧЕМ TOYOTA

 

И еще один самый главный вывод:

ГЛАВНЫЙ МИФ TOYOTA – В ТОМ, ЧТО КОМПАНИЯ УСПЕШНА БЛАГОДАРЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО TPS (БЕРЕЖЛИВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ).

 

(продолжение следует)

 


 

 

 

Другие статьи

 
 

35+ причин для беспокойства,
о которых
Владельцу
лучше знать,
чем не знать!

Скрытые симптомы, по которым можно понять, что в бизнесе не все так хорошо, как, возможно, кажется.

Контрольный список типичных бизнес-ситуаций, которые должны привлекать Ваше особое внимание. Рекомендации.

Читать дальше>>>

 

Создание и реструктуризация групп компаний

Мало назвать Ваши компании Группой. Это почти ничто. Группу компаний надо выстроить.

Вместе с Вами шаг за шагом пройдем от выработки идеи до формирования наиболее подходящей структуры Группы компаний и создания Управляющей компании.

Читать дальше>>>

 

Как построить правильные отношения с Генеральным директором?

(Пакет документов
для Владельца)

Владелец, много лет успешно управлявший своим бизнесом, решает отойти от оперативного руководства компанией.

Он нанимает Гене­рального директора...

Читать дальше>>>

 

Работа с дебиторской задолженностью

Работа с дебиторской задолженностью нередко оказывается слабым местом компании. Радостно отгружая товар в отсрочку платежа под обещания клиента заплатить вовремя и в срок, менеджеры по продажам потом находят тысячи объяснений, почему они не могут потребовать от клиента вернуть задолженность...

Читать дальше>>>

 

Оргструктура оптовой компании

3 варианта (примера) организационной структуры оптовой торговой компании.

Если Вы находитесь на этапе переосмысления собственной оргструктуры и Вам интересно, как данные вопросы решены у других компаний, то этот документ для Вас.

Читать дальше>>>

 

Положение об отделе маркетинга

"Положение..." поможет превратить работу Вашей службы маркетинга из мутного шаманства в прозрачную, хорошо структурированную и профессиональную деятельность на пользу Вашему бизнесу.

Читать дальше>>>

 

Положение об оплате труда и материальном стимулировании

Слишком часто в компаниях система оплаты труда и материального стимулирования никак не регламентирована.

Это приводит к тому, что один из основных механизмов мотивации сотрудников работает не в полную силу. Фирма теряет важнейший ресурс своего развития.

Простой шаг — регламентация системы оплаты труда и материального стимулирования работников, — обычно дает ясный и сильный эффект...

Читать дальше>>>

 

Как открыть филиал торговой компании в регионе?

(подробная методика)

Методика предназначена тем компаниям, которые пришли к необходимости развития собственной региональной сети, но еще не имеют достаточного опыта в открытии филиалов...

Читать дальше>>>

 

123consulting@mail.ru

 

Политика конфиденциальности


Copyright © 1999-2023. ООО"ОВФ Консалт", All rights reserved

+7 (985) 762-86-04 +7 (985) 762-8604

         

с 11-Июня-1999

Секреты как вовлечь сотрудников?

Закрытый семинар
для руководства компании

«АНАТОМИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
ЛОЯЛЬНОСТИ»

Лояльность сотрудников – это конкурентное преимущество.

Компании с нелояльным персоналом никогда не реализуют свой потенциал.

  • Как повысить уровень лояльности?
  • Движущие силы лояльности
  • Роль топ-менеджеров и владельцев бизнеса
  • Лидерская лояльность